JSC «Center for International Programs»

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ:

8 (7172) 76 90 98
1

Вклад Программы «Болашак» в развитие человеческого капитала

Лора Перна, Университет Пенсильвании

17 октября 2013 года

Контекст

Достижения в сфере образования, что является показателем человеческого капитала, накопленного населением, – это основной детерминант благополучия страны и ее глобальной экономической конкурентоспособности. Предоставляя финансовые субсидии для обучения студентов и получения ими академических степеней в зарубежных вузах, программа «Болашак» превратилась в эффективную стратегию продвижения человеческого капитала нации.

Процесс

В течение двух последних лет группа исследователей из Университета Пенсильвании и Назарбаев Университета проводила совместную работу по сбору и анализу данных о программе «Болашак» с целью лучшего понимания характеристики обладателей стипендии и преимущества самой программы.[i]  Методом анализа ситуаций, группа исследователей собрала данные из многочисленных источников, в том числе из президентских указов и документов, опубликованных Министерством образования и науки, отчетов и материалов Центра международных программ, 62 интервью, проведенных в Астане, Алматы и Караганде с настоящими и бывшими администраторами программы, представителями Министерства,  бывшими стипендиатами, а также работодателями выпускников программы «Болашак». Мы проводили интервью в мае и сентябре 2012 года, а также в мае 2013 года.  Документы с результатами исследования были представлены в ходе Европейской конференции по исследованиям в области образования (EuropeanConferenceonEducationalResearch) (сентябрь 2013), а также будут представлены на ежегодной встрече Ассоциации исследования в высшем образовании (AssociationfortheStudyofHigherEducation) (ноябрь 2013) и будут опубликованы в престижных научных журналах.

                                             

Так как проект исследования не охватывает самоотбор студентов на программу, мы не можем заключить, что программа «Болашак» дает долгосрочные результаты для отдельных ее участников или всего казахстанского общества.  Тем не менее, описательный анализ предоставляет возможность лучше осознать возможности программы в развитии человеческого капитала в Казахстане, стране, совершенствующей свою систему высшего образования и переходящей к инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке экономике.

Преимущества для отдельного человека и общества в целом

Несмотря на то, что мы охватили небольшое количество участников, наши данные показывают, что программа «Болашак» вносит существенный вклад в развитие человеческого капитала в стране. Особенно важный момент – это финансовая поддержка и поощрение обучения в университетах мирового класса в странах, не являющихся общим местом назначения для обучения иностранцев (например, университеты Великобритании и США), а также поддержка получения академических специальностей, необходимых работодателю, но не доступных в казахстанских университетах.   Программа также помогает развивать человеческий капитал путем поощрения знания иностранных языков (в особенности, английского языка, требуемого для установления международного делового сотрудничества) и приобретение технических навыков и знаний, необходимых для поддержания глобальной конкурентоспособности.

Программа имеет также много других преимуществ как для отдельных ее участников, так и для всего общества. Особенно следует учесть пути, по которым программа расширяет мировоззрение своих выпускников. Это расширенное мировоззрение используется работодателями, и передается Ассоциацией «Болашак» для повышения конкурентоспособности и стимулирования внедрения инноваций. Усилия Ассоциации «Болашак» по поглощению и применению знаний, полученных за рубежом, и проницательность выпускников программы «Болашак» в решении текущих социальных проблем, могут стать примером для подражания для других стран, стремящихся к максимизации обширных знаний своих выпускников, полученных ими при обучении и проживании за границей. Программа «Болашак» может иметь также мультипликативный эффект, передавая обществу ценность зарубежного образования и, таким образом, внося второстепенный вклад в общий показатель нации по зарубежному высшему образованию. 

Многие преимущества данной программы в развитии человеческого капитала и построении нации являются хорошим основанием для инвестирования государством в программу. И все же, мы не проводили всестороннего учета преимуществ и расходов. Требуется дальнейшее исследование для понимания преимуществ и расходов различных конфигураций программы в свете потребностей системы высшего образования и экономики страны.  Например, несмотря на то, что отмена финансирования обучения бакалавров могла сократить прямые расходы по программе, чистая выгода этих изменений для отдельных лиц и общества еще неясна.   Несмотря на то, что администраторы программы всякий раз приводят разумные объяснения, многие работодатели и выпускники считают необходимым пересмотреть данное решение. Несомненно, Казахстану требуется больше докторов философии (PhD), особенно в свете развития своей системы высшего образования (в т. ч. Назарбаев Университет),  но дополнительное обучение стипендиатов по программам бакалавриата также могло бы помочь в инновационном развитии.    

Другие достижения за первые 20 лет

По результатам  нашего анализа мы выяснили, что программа имеет иные крупные достижения за последние 20 лет. Во-первых, с увеличением количества стипендий до 3000 в год, концентрированием усилий на распространении информации о программе и стандартизации критериев отбора, программа перестала считаться доступной только тем, кто имеет хорошие связи с влиятельными политическими деятелями (особенно в ранний период), но стала доступной любому, кто отвечает критериям отбора.

Во-вторых, Программа была адаптирована, и эволюционировала для удовлетворения меняющихся приоритетов и целей. За последние 20 лет увеличилось не только количество обладателей стипендии, но был расширен список зарубежных стран для обучения по программе. Был изменен и уровень обучения; теперь по программе «Болашак» можно получить не только степень магистра и доктора, но и пройти краткосрочные научные стажировки. Критерии подачи документов и отбора также со временем претерпели изменения. Своей долговечностью и способностью эволюционировать с течением времени программа «Болашак» стала потенциальной моделью для других стран, стремящихся к развитию своего человеческого капитала.  

В третьих, несмотря на то, что программа стала более открытой за последнее время, контингент участников все еще различается. Так, доля участников программы из сельских регионов  ниже, а доля стипендиатов из крупнейших (и, в основном, финансово благополучных) городов выше. Такие показатели участия, видимо, отражают различия в доступности ресурсов, позволяющих расширить участие; здесь речь идет о качественном начальном и среднем образовании. Данные результаты подчеркивают значимость повышения качества начального и среднего образования в стране (в особенности, в сельской местности) для того, чтобы школьники могли подготовиться к поступлению в вузы Казахстана и зарубежных стран.

Потребность в лучших данных для оценки эффекта богатства  

Понимание различий участия в программе по социальному классу или семейному доходу осложняется отсутствием систематического сбора соответствующих демографических данных. Несмотря на то, что прямые затраты, связанные с обучением, щедро покрываются, что, в свою очередь, может стимулировать участие студентов из менее финансово-благополучных регионов, потребность в подтверждении финансового обеспечения и необходимость в удовлетворении различных академических требований, вероятно, работает в противоположном направлении.  Данная программа может быть направлена, в первую очередь, на лиц со средним достатком или уровнем доходов выше среднего, так как участники программы из финансово-обеспеченных семей могут использовать свои ресурсы для того, чтобы «избежать» требований государства и обучиться за рубежом самостоятельно. Концентрация ресурсов государства на верхнем крае распределения доходов, скорее всего, только возрастет,  так как программа сейчас финансирует обучение в магистратуре (и, таким образом, дает преимущество тем, кто успешно завершил обучение по программе бакалавриата). Для более полного рассмотрения тех и иных связанных с этим вопросов, больше внимания следует уделить обеспечению системного и всестороннего сбора данных о претендентах и лиц, отобранных для участия, и документального подтверждения опыта и результатов обучения участников в Казахстане и в других странах.

Поддержка после завершения обучения для максимизации влияния

Политикам и администраторам следует и дальше рассматривать возможность смягчения культурного напряжения, которое может возникнуть при возвращении выпускников в Казахстан после завершения обучения. Несмотря на то, что такое напряжение иногда незначительно и не всегда широко распространено, оно может ограничить влияние программы на развитие человеческого капитала.  Также, несмотря на то, что такие проблемы неудивительны, успешность стратегии поощрения обучения за рубежом для совершенствования развития человеческого капитала зависит от сильной внутренней инфраструктуры, которая эффективно использует своих граждан с зарубежными дипломами. 

Выводы

Несмотря на то, что требуется проделать большой путь для получения статуса страны с инновационной экономикой, за последние 20 лет Казахстан достиг существенного успеха в переходе от плановой экономики к рыночной и конкурентоспособной на мировом рынке экономике.  И программа «Болашак» внесла свой вклад в этот переход. За 20 лет своего существования программа «Болашак» принесла пользу не только отдельным стипендиатам, но и всему казахстанскому обществу.  Программа могла бы стать примером для подражания для других переходных экономик. Продвижение вперед, усиленный сбор данных и поддержка возвращающихся выпускников позволят повысить значимость программы. 



[i]Участники исследовательской группы: Лора Перна, Ката Оросц и Брайан Гопал из Университета Пенсильвания  и Марина Кишкентаева, Закир Жумакулов и Адиль Аширбеков из Назарбаев Университета 

Биография

Доктор Перна присоединилась к профессорско-преподавательскому составу Университета в качестве доцента в 2005 году и стала профессором в 2010 году. До назначения в PennGraduateSchoolofEducation, д-р Перна преподавала в Университете Мэриленд, Колледж Парк;  работала научным сотрудником и директором по вопросам анализа данных, а также и.о. директора в Исследовательском институте им. Фредерика Паттерсона Объединённого университетского фонда помощи негритянским студентам; занимала должность директора институциональных исследований в Университете Далласа. 

Исследовательскаядеятельностьд-раПернапоощряласьгрантами U. S. Department of Education’s Institute of Education Science, Lumina Foundation for Education, American Educational Research Associationи Association for Institutional Research.

Являетсяучастникомгруппытехническогоанализапопоследовательнойоценке GEAR UP и Upward Bound and Student Support Services Innovative Practices Studyкомиссиитехническогоанализа National Postsecondary Student Aid Study, Beginning Postsecondary Student Survey, и Baccalaureate and Beyond Study, внешнегоконсультативногокомитета National Council of Higher Education Loan Programs,исследовательскогоконсультативногокомитета Thurgood Marshall Fund, консультативногокомитета Pennsylvania State System of Higher Education GEAR UP Advisory Committee, и Lumina Foundation for Education’s Research Advisory Committee. ТакжеявляетсячленомСоветадиректоровИнститутаполитикивысшегообразования.

ЛораПернаработалатакжевредакционнойколлегиитакихведущихжурналов, как American Education Research Journal, Educational Researcher, Educational Evaluation and Policy Analysis, Academe, Journal of Higher Education, Review of Higher Education, Journal of College Student Development, Journal of Women in Higher Education, и Research in Higher Education, ипомощникомредакторав Higher Education: Handbook of Theory and Research.

Занимала руководящие должности в национальных ассоциациях в области управления высшим образованием. В настоящее время является избранным Президентом (2013-2014) Ассоциации по исследованиям в области высшего образования (AssociationfortheStudyofHigherEducation (ASHE)).  Ранее три года занимала должность Вице-президента Управления J  по вопросам после-среднего образования Американской ассоциации исследований в образовании (DivisionJ (PostsecondaryEducation) AmericanEducationResearchAssociation (AERA)) с 2010 по 2013 гг. В настоящее время является Председателем Комитета по назначениям Управления J  Американской ассоциации исследований в образовании (AERADivisionJ).

В 2003 году Лоре Перна была присуждена награда PromisingScholar/EarlyCareerAchievementAward Ассоциации по исследованиям в области высшего образования. В 2010 году ей была присуждена награда ChristianR. andMaryF. LindbackFoundationAwardза выдающиеся достижения в преподавании от Университета Пенсильвании, а в  2011 году получила награду RobertP. HuffGoldenQuillAwardот Национальной ассоциации администраторов финансовой поддержки студентов (NationalAssociationofStudentFinancialAidAdministrators).

Образование

Бакалавр психологии, Колледж гуманитарных и естественных наук, Университет Пенсильвании, с отличием, 1988.

Бакалавр экономики, Уортонская школа, Университет Пенсильвании, с отличием, 1988.

Магистр государственной политики (Политические исследования), Университет Мичигана, 1992.

PhD (Образование) Университет Мичигана, 1997.

 

 Публикации:

Perna, L.W., & Jones, A.. The state of college access and completion: Improving college success for students from underrepresented groups. New York, NY: Routledge. 2013.

Perna, L.W., May, H., Yee, A., Ransom, T., Rodriguez, A., & Fester, R.. Access to the International Baccalaureate (IB) Diploma Programme: An exploration of opportunity to rigorous high school curricula. Educational Policy. (forthcoming).

Perna, L.W..  Preparing today’s students for tomorrow’s jobs in Metropolitan America: The policy, practice, and research issues. Philadelphia, PA:  University of Pennsylvania Press. 2012.

Perna, L.W., Harkavy, I., & Bowman, C.. Understanding the role of research universities in improving college preparation and access at local urban high schools. Metropolitan Universities, 22, 3, 63–82. 2012.

Perna, L. W., & Steele, P.. The role of context in understanding the contributions of financial aid to college opportunity. Teachers College Record, 113, 895–933. 2011.

Perna, L.W.: Understanding the working college student: New research and its implications for policy and practice. Stylus Publishing. Stylus Publishing, LLC. 2010.

Perna, L.W.: Toward a more complete understanding of the role of financial aid in promoting college enrollment: The importance of context. Higher Education: Handbook of theory and research. J. C. Smart (eds.). Springer, 2010.

Perna, L. W., Lundy-Wagner, V., Drezner, N., Gasman, M., Yoon, S., Bose, E., & Gary, S.: The contribution of HBCUs to the preparation of African American women for STEM careers: A case study. Research in Higher Education 50: 1–23, 2009.

Perna, L. W., & Thomas, S. L. : Theoretical perspectives on student success: Understanding the contributions of the disciplines. ASHE-Higher Education Reader Report. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2008.

Perna, L. W.: Understanding high school students’ willingness to borrow to pay college prices. Research in Higher Education 49: 589 — 606, 2008.

Perna, L. W., Rowan-Kenyon, H., Thomas, S. L., Bell, A., Anderson, R., & Li, C.: The role of college counseling in shaping college opportunity: Variations across high schools. Review of Higher Education 31(2): 131–160, 2008.

Perna, L. W., & Thomas, S. L.: Barriers to college opportunity: The unintended consequences of state-mandated tests. Educational Policy 2008.

Perna, L. W., Rowan-Kenyon, H., Bell, A., Li, C., & Thomas, S. L.: Typology of federal and state policies designed to promote college enrollment. Journal of Higher Education 79(3): 243–267, 2008.

Perna, L. W., Gerald, D., Baum, E., & Milem, J. F.: The status of equity for Black faculty and administrators in public higher education in the South. Research in Higher Education, AIR Forum Issue 48: 193–228, 2007.

Perna, L. W., & Li, C.: College affordability for middle-income students: Implications for college opportunity. Journal of Student Financial Aid 36(1): 7–24, 2006.

Perna, L. W., Milem, J. F., Gerald, G., Baum, E., Rowan, H., & Hutchens, N.: The status of equity for Black undergraduates in public higher education in the South. Research in Higher Education, AIR Forum Issue 47: 197–228, 2006.

Perna, L. W.: Studying college choice: A proposed conceptual model. Higher Education: Handbook of Theory and Research. J. C. Smart (eds.). Springer, XXI: 99–157, 2006.

e-max.it: your social media marketing partner
FaLang translation system by Faboba

2016 Все права защищены. © АО «Центр международных программ». При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.




Создание и продвижение сайтов в Астане — ABC Design